Причин этому несколько.
Во-первых, это самый щадящий вид спорта с точки зрения лошадиного здоровья: каждая лошадь проходит строгий ветеринарный контроль до старта и после финиша, а также минимум один раз во время движения по трассе. И снимается с соревнований, если у ветеринара возникают хоть какие-то сомнения в том, что лошадь может продолжать благополучно двигаться дальше.
Во-вторых, в пробегах могут участвовать лошади всех пород! Естественно, что практически невозможно подготовить крупных «тяжелых» лошадей к пробегам на дальные дистанции. Но пройти 30-60 километров не составит труда любой лошади, которая регулярно работается под седлом.
В-третьих, для подготовки лошади к пробегам не нужны специальные площадки, плацы и манежи – вполне хватит лесов, полей и проселочных дорог.
И, наконец, это потрясающе интересный вид досуга, возможность встретиться и пообщаться с другими всадниками, вместе проехаться по неизведанным дорогам и тропинкам.
Материал взят с сайта koni.by.
Дистанционные
конные пробеги приобретают все большую популярность во многих странах
мира. В последние годы, к таким классическим видам соревнований, как
выездка, конкур и троеборье прибавились дополнительные дисциплины -
конные пробеги, состязания экипажей, вольтижировка и др. Данные конные
состязания для нашей страны не являются новыми, особенно это касается
дистанционных испытаний лошадей.
Многие народы бывшего СССР
(кабардинцы, туркмены, казахи и др.) в силу исторических особенностей
уклада жизни культивировали у разводимых ими лошадей выносливость,
крепость конституции, способность быстро восстанавливать силы. Именно
эти качества являются определяющими для лошадей участвующих в
дистанционных испытаниях.
Территория бывшего СССР традиционно была
богата конскими ресурсами разнообразного направления и назначения.
Например, в 1916 г. по количеству лошадей Россия занимала первое место
в мире. Их насчитывалось 38.2 млн. голов, т. е. около 40 % мировой
численности конского состава. Существует ряд отечественных пород,
которые по своей работоспособности в условиях длительных переходов,
могут успешно соперничать с представителями арабской породы, которая
доминирует сегодня на международных дистанционных соревнованиях.
Наиболее перспективными для таких целей представляются лошади местных
горских и степных пород: кабардинской, ахалтекинский, иомудской,
донской, кустанайской и некоторых других пород.
Не являясь
конкурентноспособными в классических видах конного спорта, многие
локальные породы отошли на задний план и в ряде случаев подвергаются
необоснованному скрещиванию с английской чистокровной породой, что
приводит к потере уникальных, присущих только им приспособительных
качеств.
Общепринятая система испытаний полукровных лошадей в
гладких скачках на стандартные дистанции, слепо скопированная из
системы испытаний чистокровной английской породы, ни в коей мере не
отвечает целям разведения таких пород и не может давать объективные
оценки для успешной селекционной работы.
Внедрение системы
испытаний в дистанционных пробегах лошадей некоторых полукровных и
региональных пород может сыграть важную роль в деле сохранения их
генофонда и послужит для них отличной рекламой.
Методы подготовки
лошадей к дистанционным пробегам легко вписываются в общие
технологические процессы неспециализированных хозяйств, занимающихся
верховым табунным коневодством. Умеренно-интенсивные нагрузки, которые
получают верховые рабочие лошади при соблюдении основных
закономерностей специального тренинга: регулярности и постепенности
увеличения нагрузок - в значительной степени отвечают поставленным
задачам.
В настоящее время дистанционные пробеги получили
статус официальной дисциплины Международной федерации конного спорта
(FEI). Наряду с достижением чисто спортивных целей, проведение
соревнований по дистанционным пробегам должно быть важным звеном в
селекционной работе с региональными породами лошадей (как заводскими,
так и аборигенными), являясь формой испытаний рабочих качеств, таких
как крепость конституции, выносливость, способность быстро
восстанавливать силы, доброезжесть.
В связи с тем, что в последнее
время лошадям целого ряда отечественных пород - донской, карабахской,
карабаирской, новокиргизской, кабардинской и ряду других уделяется все
меньшее внимания, введение для них системы испытаний на длинные
дистанции будет способствовать их совершенствованию. Кроме того
соревнования по пробегам позволят в полной мере использовать колорит
национальных видов конного спорта и привлечь к себе внимание не только
специалистов-коневодов, но и широких кругов общественности, а также
будет иметь большое воспитательное значение для молодежи.
Анализируя
результаты международных дистанционных испытаний за последние два
десятилетия, легко убедиться, что подавляющее большинство победителей и
призеров являются представителями арабской породы или лошадьми с
большой долей арабской крови.
Поэтому большой интерес в зоотехническом плане представляет сравнение дистанционных качеств отечественных пород лошадей.
История конных пробегов.
Считается, что конные пробеги берут начало в Аравии, где кочевники бедуины, обнаружив, что лошади в пустыне могут передвигаться резвее верблюдов, стали испытывать арабских скакунов в кудрах (гонках). В Европе значение дистанционных испытаний лошадей оценили лишь через многие сотни лет - в начале XIX века. Пробеги стали использовать в качестве важного элемента подготовки кавалерии.
Русская конница также совершала
тренировочные марш-броски на сотни километров, временами показывая
рекордные результаты. Так в 1980 году казачий сотник Д. Пешков на
мерине Серко проехал за 193 дня расстояние от Благовещенска до
Петербурга, то есть 8862 км. А корнет М.Асеев в 1899 году потряс гостей
Всемирной выставки в Париже, добравшись на двух кобылах
(последовательно сменяя их) за 30 дней из Лубен до французской столицы
(2633 км ). В России пробеги на 100 верст проводились ежегодно вплоть
до начала Первой мировой войны и последовавшей за ней революцией.
После
революции, начиная с 1922 года конные пробеги были включены в программу
воинской подготовки кавалерии Красной Армии, а с 1935 года в них стали
принимать участие не только военные, но и спортсмены-любители.
Программа таких пробегов была разнообразной. Основным считался пробег
на 217 км, проходивший в три дня, проводились также резвостные пробеги
на дистанции 100 км и 50 км. Все эти соревнования проводились в
условиях строгого ветеринарного контроля.
Старшему поколению
памятен состоявшийся в 1935 году сенсационный пробег Ашхабад-Москва
протяженностью 4300 км, совершенный на лошадях ахалтекинской и
иомудской пород за 83 дня.
Одним из замечательных достижений
конников Кабардино-Балкарии был беспримерный конный переход вокруг
Кавказского хребта на дистанцию 3000 км, совершенный зимой 1935-36 гг.
по маршруту: Пятигорск-Сухуми-Кутаиси-Тбилис-Баку-Махачкала-Грозный
-Владикавказ -Нальчик-Пятигорск. Этот труднейший переход с преодолением
Суламского и Клухорского перевалов в зимнее время на кабардинских
лошадях был пройден за 47 маршевых дня. К тому же, участники данного
пробега вскоре преодолели скоростным маршем в распутицу 600 км по
маршруту Пятигорск-Ростов в течении 5 суток.
Такие рекордные достижения убедительно говорят о большом потенциале отечественных пород лошадей.
Из
зарубежных стран дистанционные испытания лошадей особую популярность
получили в США и в Англии, где уже в тридцатых годах их проведение было
упорядочено и стало проходить под ветеринарным контролем. Конные
пробеги организовывались и в ряде других европейских государств, а
также в Австралии и Новой Зеландии. Кроме наиболее ответственных и
престижных соревнований на 100 миль (160 км), проводились множество
пробегов и на более короткие дистанции, в которых принимали участие как
опытные всадники, так и любители, что важно для популяризации конного
спорта.
Датой рождения пробегов в их современном спортивном виде
со строгим ветеринарным контролем можно считать 1955 год, когда в
Америке впервые был проведен, ставший впоследствии весьма престижным,
турнир "TEVIS Cup".Обязательное наличие строгого и педантичного
ветеринарного контроля стало отличительной особенностью проводимых в
последствии пробегов. До этого дистанционные пробеги имели репутацию
самого жестокого вида конного спорта. Так, один из наиболее трагических
эпизодов в истории конных пробегов произошел в 1895 году в Варшавском
100-верстном пробеге, в котором участвовало 44 всадника.
Финишировало
лишь 8 лошадей, остальные 36 голов пали в пути. Из дошедших до финиша
впоследствии пало еще две лошади. Не менее плачевные результаты имели
соревнования прусских и австро-венгерских кавалеристов, проводившиеся в
конце XIX века. Пробег был организован между двумя столицами Берлином и
Веной, дистанция составила около 400 миль. Через несколько дней лошадь,
пришедшая первой, а также еще 25 голов пало. Поэтому, утверждение
жестких правил проведения соревнований и введение ветеринарных
ограничений было направлено на сохранение здоровья лошадей - участников
соревнований.
В последние время во многих странах развитого
коневодства дистанционные пробеги стали одним из наиболее массовых
видов конного спорта. Так, в Великобритании в течении одного
спортивного сезона 1987 года в пробегах на дистанции от 40 до 100 миль
принимали участие 350 лошадей, при этом не было учтено количество
лошадей, участвовавших в пробегах на более короткие дистанции.
В
США число тех, кто сейчас занимается пробегами, перевалило за 5000. Это
не замедлило сказаться на результатах в международных соревнованиях: на
семи чемпионатах мира американки побеждали шесть раз, причем Бэкки Харт
на выдающемся арабском стайере Гранд Султане сделала это трижды! В 1996
году 25-летняя Даниэла Канэви обошла свою маму Валери Канэви, чемпионку
мира 1994 года. А на последнем седьмом чемпионате мира в Дубае (10
декабря 1998 года) Валери вернула себе чемпионский титул на 15-летнем
Хай Уиндз Джеди (High Winds Jedi).
В Европе в 1979 году была
создана европейская организация по пробегам, получившая название ELDRIC
(European Long Distance Rides Conference - Международная конференция по
дистанционным пробегам), куда вошли представители тринадцати
европейских стран.
В 1980 году в рамках ELDRIC был учрежден приз
"Европейский трофей", и в том же году правила проведения Международных
соревнований по дистанционным пробегам вошли составной частью в правила
проведения соревнований Международной федерации конного спорта FEI (
"Правила соревнований по конным пробегам").
Первый Чемпионат
Европы состоялся в 1985 году в Австрии, а годом спустя в Риме был
проведен первый Чемпионат мира по конноспортивным пробегам на дистанцию
160 км при участии стран Европы, Америки и Австралии. Второй Чемпионат
мира проходил в 1988 г. в США. В третьем (1990г., Стокгольм, Швеция -
Первые Всемирные конные игры) и в седьмом (1998г., Дубай, ОАЭ )
Чемпионатах мира принимали участие отечественные спортсмены.
Отечественные конники также принимали участие в 1995 году в Чемпионате Европы (г.Марлей, Франция, 2 сентября). К сожалению эта попытка завершилась неудачей. Ни одна лошадь представительной команды (6 голов, тренер М.Кунижев) из нашей республики не смогла добраться до финиша.
Конные пробеги в СССР и России: возрождение традиций.
Именно с Кабардино-Балкарии в конце 1980 гг. началось возрождение богатых традиций дистанционных испытаний лошадей в нашей стране в современном виде. Инициатором и организатором возобновления конных пробегов стал работавший в то время директором Нальчикского ипподрома и Госконюшни Анатолий Коков. На базе ипподрома была проведена целая серия пробегов на лошадях кабардинской породы, принадлежащих хозяйствам республики. Пробеги проводились по международным правилам FEI с привлечением сотрудников Всесоюзного научно-исследовательского института коневодства (Е.Е.Жуковская, И.Е.Иноземцева, Л.Ф.Лебедева). В итоге была подготовлена команда из 4-х всадников для участия в Первых Всемирных конных играх в Швеции, уверенно обыгравшая в отборочных пробегах конкурентов из других регионов СССР. Но к сожалению, в силу чиновничьего произвола, на чемпионат попал лишь один наш представитель (В.Жигунов на Каро), к тому без какой-либо команды поддержки и сопровождения. Также, в конце 1980 гг. силами ипподрома и нескольких хозяйств республики был подготовлен конный переход (отобраны лошади, участники и т.д.) в Иорданию, но из-за политической нестабильности тогда его не удалось осуществить. Позже, на кабардинских лошадях было совершено два перехода Нальчик - Амман (1994г.) и Амман-Нальчик (1998г.).
В 1990 годах в России осуществлялись попытки различными организациями и частными лицами продолжить систематическую работу по проведению конных пробегов. Но в силу различных обстоятельств особо значимых результатов не было получено. После полного фиаско в 1995 году на чемпионате Европы в Париже государственная структура - Республиканский ипподром (директор М.Кунижев) совсем "охладел" к работе в данном направлении, а такой временщик - как конеклуб "Эрдан" (Д.Налоев), не получив особых экономических и политических дивидендов, тихо свернул свои усилия в "возрождении" кабардинской породы лошадей.
На сегодня, реально, конными пробегами на Северном Кавказе занимаются лишь недавно сформированный конный завод "Кавказинтернациональ" и специализированное фермерское хозяйство "Гуэрэн". Стайеры "Кавказинтернационаля" арабский Выборг и англо-терская Гаронна смогли выдержать трудный 160-ти километровый маршрут на Чемпионате мира в Дубае, а на лошадях ФХ "Гуэрэн" осенью 1998 года успешно был проведен исторический переход Амман-Нальчик с участием принца Иорданского Хошемитского королевства Али Бин Аль Хусейном.
На сегодняшний
день последним значимым событием для российского пробежного конного
спорта является проведение Международных соревнований и Кубка России по
дистанционным конным пробегам в мая 2006г. в Бородино.
Материал Zooclub.ru
Тематические ресурсы: probegi.ru, terets.ru